5 октября в выставочном зале открылась персональная выставка
Смоленского художника Владимира Корнеевича Жукова.
Он принадлежит к тому поколению, детство
которого оказалось опаленным войной. Родился он в деревне Кощино под
Смоленском в 1938 году. Ему было всего 3 года, когда началась война.
Но память сохранила воспоминания о том, как, пытаясь эвакуироваться,
семья дошла до Ельни, как потом вернулись домой, как прятались от
бомбежек и артобстрелов в выбоинах от разрывов, в надежде на то, что
«снаряд дважды в одно место не падает». Может быть потому тема войны
– одна из самых важных в его творчестве. И представленные на
выставке работы «Похоронка», «Сорок первый год», «День Победы» тому
подтверждение.
После войны Жуковы неоднократно меняли
место жительства. Отца, как хорошего специалиста-агронома часто
переводили из одного региона Смоленской области в другой. Так в 1954
году семья оказалась в Рославльском районе. Жили в Перенке, а
учиться Владимир стал в Рославльской школе №6. После ее успешного
окончания Жуков поехал поступать в Витебское
художественно-графическое училище. Окончить его Жукову не пришлось,-
его призвали на службу в армию. Демобилизовавшись, Владимир решил
получить высшее художественное образование. С этой целью он стал
студентом Киевского государственного художественного института. Его
учителями были такие известные мастера живописи и графики как
Л.Витковский, В.Костецкий, Т.Яблонская.
В 1968 году по окончании института в. Жуков
уехал по распределению в г. Бердянск, где прожил почти 30 лет. Он
преподавал рисунок и живопись в Бердянском педагогическом институте,
а также много работал в области монументально-декоративного
искусства. Его росписи и резьба по дереву украшают многие здания
Бердянска; интерьеры агентства Аэрофлота, техникума виноградарства и
виноделия, кулинарного и медицинского училищ.
С 1987 года В.Жуков – член Союза художников
СССР, с 1991г. – член Союза художников России.
В 1996 году художник вернулся в Смоленск,
где преподавал живопись и рисунок в колледже при Смоленском
государственном институте искусств.
Творческие интересы Владимира Жукова очень
разнообразны. Кроме монументальной и станковой живописи и графики он
занимается книжной иллюстрацией, резьбой, медальерным искусством.
На нашей выставке представлены живописные и
графические работы художника. С первого взгляда на работы Жукова
чувствуется, что за плечами у него хорошая школа. Он свободно
владеет рисунком и композицией, хорошо чувствует цвет. Восхищает
разнообразие жанров представленных на этой сравнительно небольшой
(около 50 работ) выставке и количество техник и приемов, которые
художник использовал при их написании. Трудно поверить, что эти
разноплановые, непохожие друг на друга работы выполнены одним
автором. Обычно у художников есть свои излюбленные жанры, а Жуков
пишет и портреты, и пейзажи, и натюрморты, занимается тематической
и исторической живописью. Что же касается техники, то ему подвластны
и живопись и графика. Одно только перечисление техник, в которых
работает мастер, впечатляет: масляная живопись и акварель, сангина и
сепия, пастель и темпера, монотипия и офорт. Причем этот богатый
арсенал не самоцель для художника, а каждый раз наиболее удачный
способ решения художественных задач, которые автор ставит перед
собой.
И, хотя всеми техниками Владимир Корнеевич
владеет в равной степени хорошо, по его работам чувствуется, что
любит он больше всего акварель. Его акварельные работы отличаются
красотой и свежестью и совсем не похожи одна на другую. Если в
одних работах акварель светлая, легкая, воздушная ( серии «Тракай»,
«Деревенская банька»), то в других она может быть плотной почти как
масляная живопись, хорошо передающей материальность предметов, их
фактуру («Деревенская кузница», «Натюрморт с сухими цветами»,
«Натюрморт со старым коробом»).
Виртуозное владение техникой акварели
позволяют художнику даже очень скупые по цвету, почти монохромные
работы делать изящными и красивыми. Это, в первую очередь,
блестящий натюрморт «Старые самовары», написанный легко и свободно,
в одно касание, но при этом хорошо передающий холодноватый блеск
металла и весомость изображенных предметов.
Иногда Жуков соединяет в своих работах
разные манеры письма. Так в очень изысканном портрете Романовской
лицо, нарядное платье, металл украшений написаны многослойной
акварелью, а для фона автор использует технику « а ля прима».
Очень много работает художник и пастелью,
которая у современных художников особой популярностью не пользуется.
Техника сложная, да и работы сохранять трудно. У Жукова же пастель –
один из любимых материалов. Он очень умело использует ее
выразительные средства. В серии «У южного моря» некоторая белесость,
характерная для пастели, остроумно использована Жуковым для передачи
яркого южного солнца как бы выбелившего все вокруг. А в серии
«Вечера моего детства» тревожная красноватая цветовая гамма и
бархатистая зыбкость пастели создают очень сложное настроение;
сквозь дымку воспоминаний трудное послевоенное детство окрашено
поэзией и легкой грустью.
И, конечно, говоря о выставке Жукова, нельзя
не остановиться подробнее на его интереснейшей серии «Скифы. По
материалам раскопок». Интерес Жукова к скифам не случаен. Недалеко
от Бердянска, где жил художник, проходили раскопки скифских
курганов. И однажды увидев предметы, извлеченные археологами,
Владимир Корнеевич заинтересовался скифской историей. Он сам
спускался в раскопы на 9-ти метровую глубину, беседовал с историками
и археологами, читал всю имеющуюся о скифах литературу. Результатом
этого увлечения и стала представленная на выставке серия. Она
состоит из 7 работ, объединенных общим форматом. Кроме того, на
каждой работе имеется изображение какого-либо предмета из скифских
курганов. А действие, происходящее на картине, как бы обыгрывает эти
предметы. Работы изображают различные сцены из жизни этого кочевого
народа. Мы видим скифов воинов, охотников и ремесленников, похороны
скифского вождя, а также сцены, отражающие обычаи и верования
скифов («Посвящение в тайны жизни и смерти», «Могилы предков
священны»). Дополняет серию живописное полотно «Скифская царица».
Серия представляет интерес не только для любителей изобразительного
искусства, но и для тех, кто интересуется историей, так как при ее
создании художник опирался на серьезную научную базу.
24 октября Владимир Корнеевич Жуков был
гостем нашего выставочного зала. На встречу с ним пришли
преподаватели и учащиеся детской художественной школы, местные
художники, представители общественности и средств массовой
информации. Сюрпризом для художника стала встреча с любимой
учительницей литературы Ниной Леонтьевной Дубовицкой. Владимир
Корнеевич много рассказывал о себе и своих учителях, затем отвечал
на вопросы зрителей. Он оказался не только замечательным художником,
но и интересным человеком.
Выставка продолжает свою работу, и хочется,
чтобы ее посмотрело как можно больше человек, так как их ждет
встреча с настоящим искусством.
Корнеенко Н.И.
старший научный сотрудник
выставочного зала Рославльского
историко-художественного музея |